В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102 - ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон 102-ФЗ) средства измерений подлежат первичной, а также периодической поверке с соблюдением своевременности проведения поверочных мероприятий.
Бремя содержания в надлежащем техническом состоянии имущества, в силу норм ст. 210 ГК РФ лежит на собственнике.
ООО «Точный результат» является аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридическим лицом, что соответствует требованиям п. 2 ст. 13 Закона 102-ФЗ, а также п. 1 Порядка проведения поверки средств измерений…, утвержденного Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально - бытовых нужд граждан в РФ, является постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, которое утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально - бытовых нужд граждан» (далее - Правила поставки газа)
Также, вышеназванные отношения регулируют Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).
Подпунктом «б» п. 2 постановления Правительства РФ № 354 установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа.
Минрегионразвития России письмом от 28.05.2012 № 12793-АП/14 разъяснило, что, исходя из комплексного анализа положений ЖК РФ, Правил поставки газа, Правил предоставления коммунальных услуг следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах – Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 24 Правил поставки при наличии счетчика определение объема поставленного/потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа (далее – счетчик).
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям счетчика, если срок проведения его очередной поверки не наступил (п/п «в» п. 25 Правил поставки газа).
Таким образом, законодатель предусмотрел исчерпывающий перечень условий, при которых прибор учета газа может использоваться в качества средства измерения. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
ОДНАКО:
На основании ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительства Российской Федерации», Правительством РФ 02.04.2020 издано постановление № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – постановление № 424).
В соответствии с п. 1 названного постановления до 01.01.2021 приостанавливается действие п/п «д» п. 81 (12) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах» (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), которое говорит о невозможности использования прибора учета (далее – счетчик) по истечении межповерочного интервала (далее МПИ) по причине признания его не исправности.
Таким образом, правительство дало возможность гражданам, которые ведут учет потребленных ресурсов с помощью счетчика, использовать его показания как достоверные, даже после окончания МПИ вплоть до 01.01.2021.
НО, как было указано выше, отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг лишь в части, неурегулированной Правилами поставки газа, однако Правила поставки газа исчерпывающим образом урегулировало возможности использования счетчика в качестве средства измерения, и изменения, вносимые постановлением № 424 в отдельные нормативные правовые акты, не коснулось действия постановления № 549.
Однако, в сложившейся ситуации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), трудно предугадать, как поведут себя поставщики газа при рассмотрении вопроса о возможности применения постановления № 424 и распространения его на отношения, связанные с поставкой газа населению.
Режим самоизоляции скоро закончится, жизнь войдет в привычное русло. В процессе своей жизнедеятельности граждане будут продолжать вступать в гражданско – правовые отношения, согласно ст. 421 ГК РФ, не будет препятствий для поверки прибора учета газа в установленный срок.
А если у вас, как потребителя, МПИ закончился ранее срока, когда постановление № 424 еще не вступило в силу, будет ли в данной ситуации действие постановления распространяться на вас? Да много может возникнуть вопросов.
Что же нас может ожидать, когда наступит 01.01.2021, когда сотни, тысячи граждан, у счетчиков которых окончился МПИ, вынуждены будут одномоментно поверять свои счетчики? Ажиотаж? Ожидание поверки неделями и как следствие длительное нормативное начисление со всеми последствиями…..?
Сейчас никто не может спрогнозировать ситуацию по данной проблеме, поэтому мы рекомендуем не надеяться на авось, а по – возможности, производить поверку счетчиков газа в штатном режиме.
Обращаем внимание, что Общество не наделено правом официально толкования нормативных правовых актов и высказало сугубо ЛИЧНОЕ мнение, не претендующее на обязательную правильность.
Как поступать, решать только вам!

